Повседневная жизнь европейцев. Изменения европейской жизни и быта в новое время

План – разработка открытого урока по Новой Истории в 7-ом классе.

Тема: Повседневная жизнь европейцев.

Цель урока: Изучить особенности повседневной жизни европейцев в раннее Новое время.

Образовательная : сформировать представления учащихся о повседневной жизни европейцев в раннее Новое время.

Развивающая : развить умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, навыки ретроспективного анализа источников, т. н. взгляда на историю глазами человека изучаемого периода времени; научить определять предмет изучения истории повседневности, использовать репродукции художников как исторические источники, сформировать умения рассматривать исторические события сквозь призму социальной истории.

Воспитательная : сформировать интерес к изучению истории и культуры других народов, а так же к искусству Нового времени.

Тип урока : урок изучения нового материала (с актуализацией раннее пройденного).

Оборудование : парта, доска, ноутбук, интерактивная доска, схемы, конспект урока на печатном носителе (на партах).

Основные понятия и термины : повседневность, канон

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

Представление дополнительной литературе по теме (отобрана по следующим критериям: доступность, полнота освещения материала, стиль изложения материала):

· Детская энциклопедия. - Т. 8.

· Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия (любое издание). Разделы: Ренессанс. Реформация. Тридцатилетняя война. Мода эпохи Людовика XIV. Рококо (с. 139-222, издание 1987 г.).

· М. Твен. Принц и нищий.

· М. Сервантес. Дон Кихот.

Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук : социологией, антропологией, философией, культурологией. Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого относится к 60-гг. ХХ века. Именно с этого времени историков начинает волновать жизнь общества «изнутри». Я хотел бы предложить вам, задание, в котором вам необходимо самостоятельно определить какие понятия относятся к предмету изучения истории повседневности. На доске в формате А4 представлены различные исторические понятия.

· Досуг, развлечения

· Таможенная политика

· Международные отношения

· Жизненные ценности людей

· Социальные проблемы, болезни

· Влияние и последствия войн

В ходе сегодняшнего задания мы постараемся понять, как выглядела повседневная жизнь европейцев в XVI - XVIII вв..

Ход урока:

I. Основные проблемы европейского общества в раннее Новое время.

II. Образ жизни, быт, питание.

I . Основные проблемы европейского общества в раннее Новое время.

“Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке.

Постановочная сцена, чтение по ролям с раздаточного материала.

Франция, август 1666 год. Разгар Великой эпидемии чумы.

Священник: Это поистине кара господняя, нет ни одной семьи во Франции, которая бы не пострадала от «черной смерти»! Мы сегодня с вами собрались, для того, чтобы решить, как нам избавиться от этой проказы.

Слово берет Лорд Джонс , недавно прибывший из Лондона : Англия вымирает, а Лондон опустел. Большинство богатых купцов покинули город, торговая деятельность приостановилась, однако многие люди остались, чтобы бороться с этим. Мы постоянно жгли огонь, чтобы он чистил воздух, жгли перец, хмель, ладан, чтобы отогнать инфекцию, постоянно курили табак, но все тщетно. В деревне Ив умерло ¾ населения, сейчас в Лондоне умирает 7000 человек в неделю. Я прибыл во Францию, дабы убежать от нее, но у вас ситуация точно такая же.

Полы каменные и грязные; белье мерзкое; хлеб, какого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. В самом лучшем трактире вонь, нечистота, мерзость... После обеда был я в епископском дворце. <...> Сей осмотр кончился тем, что показали нам погреб его преосвященства, в котором несколько сот страшных бочек стоят с винами издревле. Меня потчевали из некоторых, и я от двух рюмок чуть не с ног долой. Казалось бы, что в духовном состоянии таким изобилием винных бочек больше стыдиться, нежели хвастать надлежало; но здесь кажут погреб на хвастовство.

Католическая церковь далеко не всегда была эталоном нравственности, а помните ли вы возмутительные поступки духовенства в Средние века?

16 выехали мы <...> из Триента; обедали в карете. Дороговизна в Вероне ужасная; за все про все червонный. <...> Надобно отдать справедливость немецкой земле, что в ней житье вполы дешевле и вдвое лучше.

Не понимаю, за что хвалят венецианское правление, когда на земле плодоноснейшей народ терпит голод. Мы в жизни нашей не только не едали, даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой здесь все знатнейшие люди едят. Причиною тому алчность правителей. В домах печь хлебы запрещено, а хлебники платят полиции за позволение мешать сносную муку с прескверною, не говоря уже о том, что печь хлебы не смыслят. (Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Зерно для хлебных изделий чаще всего было низкого качества по всей Европе).

Сравните впечатления Фонвизина о поездки в Германию и Италию?

Забыл я сказать, что тотчас после обеда водил я Семку смотреть древний амфитеатр. (Театры в Европе получили к 18 веку уже достаточно широкое распространение).

Мы здесь живем полтора месяца. <…> Обедаем дома, но я не всегда, потому что зван бываю к здешним знатным господам, а жена обыкновенно обедает дома. Здесь нет обычая звать дам обедать, а зовут ужинать. В пятом часу всякий понедельник ходим в концерт, а оттуда ужинать к графу Перигору. <…> Белье столовое во всей Франции так мерзко, что у знатных праздничное несравненно хуже того, которое у нас в бедных домах в будни подается. Оно так толсто и так скверно вымыто, что гадко рот утереть. Я не мог не изъявить моего удивления о том, что за таким хорошим столом вижу такое скверное белье. На сие в извинение сказывают мне: «Так его же не едят» - и что для того нет нужды быть белью хорошему. Подумай, какое глупое заключение: для того, что салфеток не едят, нет будто бы и нужды, чтобы они были белы.

<…> Я на сих днях, шатаясь пешком по городу и не взглянув на часы, зашел к… <маркизе Френжевилль>. Она же безо всякого стыда отвечала мне, что как нет у нее за столом людей посторонних, то для экономии, чтобы не разводить огня в камине столовой комнаты, обедает она на поварне, где в очаге огонь уже разведен. Жаловалась мне, что дрова очень дороги и что она одною поварнею чувствительный убыток терпит.

Правда, что дрова здесь в сравнение нашего очень дороги; я за два камина плачу двадцать рублей в месяц;

III . Мода.

Как известно мода никогда не стоит на месте, изменяется одежда, фасон причесок, украшения. Каждая мода имеет свои каноны. Канон – предписание, правило.

Моду раннего Нового времени можно условно разделить на несколько этапов.

Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В сравнении с эпохой готики одежда стала более объемной. Платья шились в основном из тяжелых и дорогих тканей, насыщенных и теплых цветов, богато украшались кружевами. Необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер , ювелирные украшения, зонтик, муфта. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых – короткие, для пожилых – длинные. Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями. Широкие рукава указывали на родовитое происхождение человека.

В 16 веке на смену моды итальянского Возрождения, стремящейся показать красоту тела, приходит испанская мода, которая естественные формы тела, заменяет искусственными геометрическими формами. Женские платья казались неестественно широкими ниже талии (юбки поддерживались металлическими обручами). Мужские костюмы напоминали костюм рыцаря. Куртки подбивались ватой и напоминали рыцарские латы. На голове преимущественно находилась высокая жесткая шляпа с узкими полями. Воротники делались высокими, часто в них вставлялись металлические пластины. Иногда женщины носили очень широкие кружевные воротники, которые полностью скрывали шею до подбородка. Как женские, так и мужские костюмы очень обильно были украшены дорогими камнями и золотом (Как вы думаете, с чем это было связано?).

Во второй половине XVII века центром европейской моды становится Париж. Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы тоже носили сложные прически, которые поддерживались каркасом из проволоки. Платья украшались кружевами, талию также очень сильно затягивали в корсет. Для подчеркивания аристократических кровей мужчины часто носили косую ленту от плеча к поясу, в основном голубого или синего цвета.

Конечно же мода касалась только высших слоев общества, одежда горожан и крестьян должна была отвечать следующим качествам: быть удобной, не мешать работать и не дорого стоить.

В новое время одежда являлась визитной карточкой человека. В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Попробуйте объяснить, какой смысл носил данный указ?

Проверим, как вы усвоили новый материал. Какие из этих тезисов являются верными:

· В раннее Новое время медицина могла лечить от тифа, чумы и оспы.

· Основными проблемами европейского общества были: болезни, постоянные войны, голод.

· Причиной голода часто являлись неурожаи.

· Европейские города были чистыми и просторными.

· Во многих странах Европы гигиена находилась на очень низком уровне.

· Большую часть своих доходов европейцы тратили на продукты питания.

· В Новое время мода была чужда европейцам, все одевались одинаково скромно и практично.

· Одежда в европейском обществе имела огромное значение.

· Разница между уровнем жизни высших и низших слоев населения была огромной.

Домашнее задание: §6 пересказ; ответить на вопросы. В конце параграфа творческое задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в аристократической семье (по выбору).

В ходе урока наиболее активно работающие учащиеся получают оценки «4» и «5». Оценка «3» не ставится, так как урок предполагает в основном знакомство с новым материалом.

________________ _______________

________________ _______________

________________ _______________

________________ _______________

Урланис населения в Европе. ОГИЗ – ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1941г., с.205.

1) “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке. Постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в XVI-XVII веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения Европы. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия. Другой причиной неуверенности и страха был голод и его угроза. Голод был частым гостем в Европе (он был следствием низкой урожайности). И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. Чума, бывшая бичом средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. В Париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662, 1688 годах. Шесть эпидемий только в VII веке! Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспу и сыпной тиф. В XVIII веке оспа поражала из 100 человек 95, а умирал каждый 7 больной. Сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) свирепствовал и в XVII, и в XVIII веках. Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров. В таких условиях население росло медленно. 2) Особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Редко кто доживал до 70 лет. Мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 годами. Как вы думаете, почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины. Распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской помощи. Если в XIV-XV веках в городах было очень много бань и население их охотно посещало, то в XVI-XVIII веках бани почти исчезают. С ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. В Лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах были “мыльни”. Они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты были большой редкостью даже в очень богатых домах. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров. Только к концу XVII века в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “Численность европейского населения”.

город европейский античный цивилизация

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога?

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» - этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права носить оружие.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод был частым гостем прежде всего из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвертый год был неурожайным.

И наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. В Париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! С XVIII в. наступает некоторое облегчение, и все же в 1720 г. в Тулоне и Марселе случилась страшная эпидемия чумы. По словам историка, в результате эпидемии погибла половина марсельских жителей. Улицы были полны трупов, которые некому было убирать.

Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпкой тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной. Сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) буквально косил людей.

Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.

«Столетия редкого человека». В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных. Немногие дети успевали стать взрослыми. В те времена сорокалетние считались стариками и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Только в XVIII в. начинается постепенный рост численности населения (от 100 млн человек в 1650 г. до 187 млн человек в 1800 г.). «Столетия редкого человека» уходят в прошлое. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Вы спросите - почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть - женщины.

«Грим и пудра вытесняют мыло». Размах эпидемий можно объяснить прежде всего низким уровнем личной гигиены и почти полным отсутствием медицинской помощи.

Нижнее белье прочно вошло в повседневный быт человека только в XVIII в. Еще сложнее обстояло дело с мытьем. Если в XIV-XV вв. бани имелись в каждом городе и охотно посещались его жителями, то в XVI-XVIII вв. они почти исчезают или сохраняются как место лечения. Объяснить это просто: с ростом эпидемий они превратились в рассадник заразы и их стали бояться. В Лондоне, например, в 1800 г. не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах имелись «мыльни», расположенные в полуподвальных помещениях, где стояли деревянные кадки и можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты очень большая редкость даже в богатых домах.

Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации. Это было особым бедствием городов. Проблемой очистки Парижа занималась даже Французская Академия наук.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!.» В те времена питание европейцев зависело от времени года и от климата. Но главное - от имущественного положения семьи. Недаром говорили: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!.»

В XVI-XVIII вв. основу питания составляли растительные продукты, да и то в силу низких урожаев их недоставало. «Хозяин может быть доволен, когда его владение приносит ему в целом, с учетом плохих и хороших лет, сам - пять, сам-шесть», - писал историк в XVIII в.

Пшеница, рис, кукуруза (появившиеся после открытия Нового Света) были малодоступны, белый хлеб до XVIII в. являлся редкостью и считался предметом роскоши. В период раннего нового времени европейцы питались грубыми похлебками и кашами, в деревне ели в основном овес, просо, ячмень.

Только между 1750 и 1850 гг. произошла «революция» белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые (прежде всего в Англии).

Труден был и путь картофеля на стол европейца - к этой культуре, привезенной из Нового Света, долго относились с недоверием. Окончательно она вошла в рацион питания на рубеже XVIII-XIX вв., но картофель в Европе считался пищей бедняков.

Мясо население европейских стран ело не часто, обычно раз в неделю, да и то солонину. Так было и в Германии, и в Англии, и в других странах.

Очень важным дополнением к такой скудной пище являлась рыба. В прибрежных городах и деревнях она помогала выжить, и вырастить детей. Потребление рыбы предписывалось и религией, гак как в христианском календаре насчитывается более 150 постных дней. Среда, пятница, суббота - постные дни, когда есть мясо не могли даже богатые люди, а вот рыбу - пожалуйста. В постные дни на рынках не разрешалось продавать мясо и масло.

В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной. Делая попытки определить калорийность дневного потребления пищи, ученые сделали вывод, что она колебалась от 2,5 тыс. калорий в бедных семьях до 6 - 7 тыс. калорий в богатых.

В XVIII в. в Европе вошли в употребление новые напитки - чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 г.: «Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам ни предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы ни пила за завтраком кофе с молоком». В XVI-XVII вв. в Европе возрастает потребление сахара.

Вкусная еда имела много почитателей, и уже в XVI в. существовали кулинарные книги и умелые повара (эта профессия высоко ценилась). Судя по рецептам приготовления пищи, в те времена готовили изысканные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей. В пищу добавляли много пряностей. Развито было и домашнее консервирование фруктов и овощей.

В домах богатых горожан имелись кладовые и погреба для хранения припасов. Семьи вели специальные книги, где планировали все необходимые закупки продуктов и других предметов первой необходимости. Ведение домашнего хозяйства считалось делом сложным, каждый член семьи имел свои обязанности.

В богатых домах большое внимание уделялось обустройству кухни. Разной величины и разного назначения кастрюли, сковороды, миски составляли гордость хозяйки.

Менялись эпохи - менялась мода. Все знают, что мода не стоит на месте, что фасоны причесок, одежды бесконечно изменяются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на ее изменения в раннее новое время?

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес к личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб. Волосы стали красить, над лбом их сбривали, а брови выщипывали. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Эту задачу решили с помощью рукава, который не пришивался к платью, а прикреплялся на плече при помощи лент. Фасон рукава и свидетельствовал о положении человека в обществе. Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых - короткие, для пожилых - длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании выдвинуло моду и нравы испанского двора, этой моде подражали во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно. Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными: этому помогают подбитые толстыми тканями мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан. Женские платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали костюм рыцаря. Испанская куртка, подбитая ватой, с подчеркнуто стройной талией и короткими полами напоминала рыцарские латы. Жесткие кружевные воротники сделаны как бы из металлических пластин, защищавших шею. Средневековый шлем заменяла высокая жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства - испанская мода славилась на всю Европу.

Во второй половине XVII в. в пору расцвета абсолютизма центром моды становится Франция. С этого времени моду Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы тоже носили сложные прически, которые поддерживались каркасом из проволоки. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшалась серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.

Как вы поняли, костюм был визитной карточкой человека: по нему можно было определить, к какому слою общества принадлежал человек. Поэтому, если даже у крестьянина или горожанина водились деньги, он не имел права одеваться как представители высшего общества. Существовали даже «запретительные» постановления, касающиеся костюмов.

В 1548 г. Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличить «князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, а бюргера от крестьянина». Как видите, одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.

В раннее новое время, как и прежде, повседневная жизнь людей была нелегка. Голод, войны, болезни подстерегали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно.

С каждым годом наблюдается все более и более высокий уровень подготовки к средневековым фестивалям. Наиболее суровые требования предъявляются к идентичности костюма, обуви, палатки, предметов обихода. Однако, для более сильного погружения в среду, хорошо бы придерживаться и других правил эпох. Одно из них – идентичная еда. Бывает так, что реконструктор тратится на костюм богатого вельможи, подбирает себе двор (команду), антураж, а в котелке и на столе у него – гречневая каша.

Чем же питались жители различных сословий города и деревни Средневековья?

В ХI-ХIII вв. пища большей части населения Западной Европы была весьма однообразной. Особенно много употребляли хлеба. Хлеб и вино (виноградный сок) были основным, ходовыми продуктами питания непривилегированного населения Европы. По данным французских исследователей, в Х-ХI вв. светские лица и монахи употребляли 1,6-1,7 кг хлеба в день, который запивали большим количеством вина, виноградного сока или воды. Крестьяне нередко ограничивались 1 кг хлеба и 1 литром сока в день. Самые бедные пили свежую воду, а чтобы она не протухала, в нее клали болотные растения, содержащие эфир – аронник, аир и др. Состоятельный горожанин в период позднего Средневековья ежедневно съедал до 1 кг хлеба. Главными европейскими злаками в период Средневековья являлись пшеница и рожь, из которых первая преобладала в Южной и Средней Европе, вторая – в Северной. Чрезвычайно широко был распространен ячмень. Главные зерновые культуры существенно дополняли полба и просо (в южных районах), овес (в северных). В Южной Европе, преимущественно, употребляли пшеничный хлеб, в Северной – ячменный, в Восточной – ржаной. Долгое время хлебные изделия представляли собой пресные лепешки (хлеб в форме батона и ковриги стали выпекать только к концу средних веков). Лепешки были жесткими и сухими, поскольку выпекались без дрожжей. Дольше других сохранялись ячменные лепешки, поэтому их предпочитали брать в дорогу воины (в том числе и рыцари-крестоносцы) и странники.

Средневековая передвижная хлебопеч 1465-1475. Большинство печей были естественно стационарными. Пир в Библии Мациевского (Б. М.1240-1250гг) выглядит очень скромно. То ли особености изображени. То ли в середине 13 века было трудно с едой.
Забивают быка молотом. «Книга рисунков треченто» Tacuina sanitatis Casanatense 4182 (XIV век) Продавец рыбы. «Книга рисунков треченто» Tacuina sanitatis Casanatense 4182 (XIV век)
Пир, деталь страницы Январь, Часослов братьев Лимбург, цикл "Времена года". 1410-1411г. Торговка овощами. Худ. Joachim Beuckelaer (1533-74)
Танец среди яиц, 1552. худ. Артсен Питер (Aertsen Pieter) Интерьер кухни из притчи о пире, 1605. Худ. Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael)
Торговка фруктати 1580. Худ. Винченцо Кампи Vincenzo Campi (1536–1591) Торговка рыбой. Худ. Винченцо Кампи Vincenzo Campi (1536–1591)
Кухня. Худ. Винченцо Кампи Vincenzo Campi (1536–1591) Лавка дичи, 1618-1621. Худ. Франс Снейдерс Franz Snyders (совместно с Яном Вильденсом)

Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. Первый был, преимущественно, ржаным и невысокого качества. На столе богачей обычным был пшеничный хлеб из просеянной муки. Очевидно, крестьяне даже, если выращивали пшеницу, почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом был ржаной хлеб из муки плохого помола. Зачастую хлеб заменяли лепешками из муки других злаков, а то и из каштанов, игравших в Южной Европе (до появления картофеля) роль очень важного пищевого ресурса. В голодные годы бедняки добавляли в хлеб желуди и коренья.

Следующими по частоте употребления после хлеба и виноградного сока (либо вина) были салаты и винегреты. Хотя их составляющие были иными, нежели в наше время. Из овощей главным растением была репа. Ее употребляли с VI в. в сыром, вареном и кашеобразном виде. Репа обязательно входила в ежедневное меню. За репой шла редька. В Северной Европе почти к каждому блюду добавляли брюкву и капусту. В Восточной – хрен, в Южной – чечевицу, горох, бобы разных сортов. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом или бобами обычно готовили тушеное мясо.

Ассортимент средневековых огородных культур отличался от современного. В ходу были спаржа, будяк, купена, которые добавляли в салат; лебеда, поташник, кудрявец, –смешивали в винегрете; щавель, крапива, борщевник, – добавлявшиеся в суп. Сырыми жевали толокнянку, спорыш, мяту и зубровку.

Морковь и свекла вошли в рацион питания только в XVI веке.

Самыми распространенными фруктовыми культурами в средние века были яблоня и крыжовник. По сути дела до конца ХV в. ассортимент овощей и фруктов, выращивавшихся в огородах и садах европейцев, по сравнению с римской эпохой существенно не изменился. Но, благодаря арабам, европейцы Средневековья познакомились с цитрусовыми: апельсинами и лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока (после крестовых походов) – абрикосы.

Кроме хлеба ели много каш. На Севере – ячменную, на Востоке – ржаную затирку, на Юге – манную. Гречиху в средние века почти не сеяли. Очень распространенными культурами было просо и полба. Просо – древнейший злак Европы, из него делали просяные лепешки и пшенную кашу. Из неприхотливой полбы, которая произрастала практически повсеместно и не боялась причуд погоды, делали лапшу. Кукурузы, картофеля, томатов, подсолнечника и многого другого, известного в наши дни, средневековый человек еще не знал.

Рацион обычных горожан и крестьян отличался от современного недостаточным содержанием белка. Около 60% рациона (если не больше у отдельных малообеспеченных групп населения) занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши. Недостаточную питательность пищи компенсировали количеством. Люди наедались лишь тогда, когда переполнялся желудок. А чувство сытости, как правило, ассоциировалось с тяжестью в желудке. Мясо употребляли сравнительно редко, в основном во время праздников. Правда стол знатных сеньоров, духовенства и городской аристократии был весьма обильным и разнообразным.

Различия в питании «верхов» и «низов» общества были всегда. Первые не были ущемлены в мясных блюдах, прежде всего, в силу распространенности охоты, так как в лесах средневекового Запада в то время было еще достаточно много дичи. Водились медведи, росомахи, олени, кабаны, косули, туры, зубры, зайцы; из птиц – тетерева, куропатки, глухари, дрофы, дикие гуси, утки и т.д. По данным археологов, средневековый человек употреблял в пищу мясо таких птиц как журавль, орлан, сорока, грач, цапля, выпь. Деликатесом считались мелкие птички из отряда воробьиных. Рублеными скворцами и синицами разбавляли овощные салаты. В холодном виде подавали жареных корольков и сорокопутов. Иволги и мухоловки запекались, трясогузки – тушились Ласточками и жаворонками начиняли пироги. Чем красивее была птичка, тем изысканнее считалось из нее блюдо. Например, паштет из соловьиных язычков готовили лишь по большим праздникам королевские или герцогские повара. При этом истреблялось значительно больше животных, чем их можно было съесть или запасти впрок, и, как правило, большая часть мяса диких животных попросту пропадала из-за невозможности его сохранить. Поэтому к концу Средневековья на охоту уже нельзя было полагаться как на верное средство пропитания. Во-вторых, стол знатного человека всегда можно было пополнить за счет городского рынка (своей изобильностью особенно славился рынок в Париже), где можно было купить самые разнообразные продукты – от дичи до изысканных вин и фруктов. Помимо дичи, употреблялось мясо домашних птиц и животных – свинина (для откорма свиней обычно огораживалась часть леса и туда загонялись дикие кабаны), баранина, козлятина; мясо гусей и кур. Баланс мясной и растительной пищи зависел не только от географических, хозяйственных и социальных, но и от религиозных условий общества. Как известно, в общей сложности около половины года (166 дней) в Средневековье составляли постные дни, связанные с четырьмя основными и еженедельными (среда, пятница, суббота) постами. В эти дни с большей или меньшей строгостью запрещалось есть мясо и мясомолочные продукты. Исключения делались только для тяжело больных, рожениц, евреев. В регионе Средиземного моря мяса потребляли меньше, чем в Северной Европе. Сказывался, вероятно, жаркий климат Средиземноморья. Но и не только он. Из-за традиционного недостатка кормов, выпасов и т.п. там разводили меньше скота. Самым высоким в Европе в период позднего Средневековья было потребление мяса в Венгрии: в среднем около 80 кг в год. В Италии, во Флоренции, к примеру, около 50 кг. В Сьене 30 кг в ХV в. В Центральной и Восточной Европе ели больше говядины и свинины. В Англии, Испании, Южной Франции и Италии – баранины. Специально для еды разводили голубей. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Из всех потреблявшихся тогда видов продуктов легко усваивалась, главным образом, свинина, остальные продукты зачастую способствовали несварению. Вероятно, по этой причине получил распространение тип толстого одутловатого человека, внешне достаточно дородного, но в действительности же просто плохо питавшегося и страдавшего от нездоровой полноты.

Заметно дополняла и разнообразила стол средневекового человека (особенно в дни многочисленных долгих постов) рыба – свежая (сырой или полусырой рыбой питались преимущественно в зимнее время, когда не хватало зелени и витаминов), но особенно копченая, сушеная, вяленая либо соленая (такой рыбой питались в дороге, точно также как и лепешками). Для жителей морского побережья рыба и дары моря составляли едва ли не основные продукты питания. Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика – треской и макрелью, Средиземноморье – тунцом и сардинами. Вдали от моря источником богатых рыбных ресурсов служили воды больших и малых рек и озер. Рыба в меньшей степени, чем мясо была привилегией богатых. Но если пищей бедняков была дешевая местная рыба, то богатые могли позволить себе полакомиться "благородной" рыбой, привозимой издалека.

Массовой засолке рыбы долгое время препятствовала недостача соли, которая была в те времена очень дорогим продуктом. Каменную соль добывали редко, чаще использовали солесодержащие источники: выпаривали соленую воду в солеварнях, а затем спрессовывали соль в лепешки, которые продавали по высокой цене. Иногда эти куски соли, – конечно, прежде всего это касается раннего Средневековья – играли роль денег. Но и позднее хозяйки берегли каждую щепотку соли, поэтому засолить много рыбы было непросто. Отсутствие соли отчасти возмещалось употреблением пряностей – гвоздики, перца, корицы, лавра, мускатного ореха и мн. др. Перец и корицу привозили с Востока, и стоили они очень дорого, т. ч. простым людям они были не по карману. Простонародье чаще употребляло в пищу росшие повсюду горчицу, укроп, тмин, лук, чеснок. Широкое употребление пряностей можно объяснить не только гастрономическими вкусами эпохи, но это было и престижно. Кроме того, пряности использовали, чтобы разнообразить блюда и по возможности скрыть скверный запах мяса, рыбы, птицы, которые было трудно хранить свежими в условиях Средневековья. И, наконец, обилием пряностей, положенных в соусы и подливки, возмещалась плохая обработка продуктов и грубость блюд. При этом очень часто пряности меняли первоначальный вкус пищи и вызывали сильное жжение в желудке.

В ХI-ХIII вв. средневековый человек редко питался молочными продуктами и употреблял мало жиров. Основным источником растительного жира долгое время были лен и конопля (оливковое масло было распространено в Греции и на Ближнем Востоке, к северу от Альп его практически не знали); животного – свиньи. Замечено, что на юге Европы были больше распространены жиры растительного происхождения, на севере – животного. Растительное масло выделывали также из фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов и горчицы.

Из молока жители гор (особенно в Швейцарии) делали сыр, жители равнин – творог. Кислое молоко шло на приготовление простокваши. Очень редко молоко шло на приготовление сметаны и масла. Животное масло вообще было необыкновенной роскошью, и постоянно находилось на столе лишь королей, императоров, высшей знати. Долгое время Европа была ограничена в сладком, сахар появился в Европе благодаря арабам и вплоть до ХVI в. считался роскошью. Его получали из сахарного тростника, производство было дорогим и трудоемким. Поэтому сахар был доступен только состоятельным слоям общества.

Конечно, обеспеченность продуктами питания во многом зависела от природных, климатических и погодных условий той или иной местности. Любой каприз природы (засуха, сильные дожди, ранние заморозки, бури и мн. др.) выводил хозяйство крестьянина из обычного ритма и мог привести к голоду, страх перед которым европейцы испытывали в течение всего Средневековья. Поэтому не случайно, что на протяжении Средневековья об угрозе голода постоянно говорят многие средневековые авторы. К примеру, голодный желудок стал постоянной темой средневекового романа о лисе Ренаре. В условиях Средневековья, когда угроза голода всегда подстерегала человека, главным достоинством еды и стола были сытность и изобилие. В праздник нужно было наесться так, чтобы в голодные дни было что вспомнить. Поэтому на свадьбу в деревне семья закалывала последнюю скотину и вычищала погреб до основания. В будни же кусок сала с хлебом считался у простолюдина-англичанина «королевской едой», а какой-нибудь итальянский испольщик ограничивался краюхой хлеба с сыром и луковицей. В целом же, как указывает Ф. Бродель, в период позднего Средевековья средняя масса ограничивалась 2 тыс. калорий в день и до потребности современного человека (она определяется в 3,5 – 5 тыс. калорий) «дотягивали» только верхние слои общества. Ели в Средневековье обычно два раза в день. От тех времен сохранилась забавная поговорка, что ангелы нуждаются в пище раз в день, люди – дважды, а звери – три раза. Ели в иные часы, нежели сейчас. Крестьяне завтракали не позднее 6 часов утра (не случайно поэтому завтрак по-немецки назывался «фрюштюк», т.е. «ранний кусок», с ним схожи по смыслу французское название завтрака «дежене» и итальянское – «диджуне» (ранний).) Утром съедали большую часть дневного рациона, чтобы получше поработать. Днем поспевал суп («супЭ» во Франции, «соппер» (суповая еда) – в Англии, «миттаг» (полдень) – в Германии), и люди полдничали. К вечеру работа заканчивалась – незачем было и есть. Как только смеркалось, простые люди деревни и города ложились спать. Со временем знать навязала всему обществу свою традицию питания: завтрак приблизился к полдню, в середину дня вклинился обед, ужин сместился к вечеру.

В конце ХV в на пище европейцев начали сказываться первые последствия Великих географических открытий. После открытия Нового Света в рационе европейцев появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, перец, какао, кофе, а также кукуруза (маис), картофель, томаты, подсолнечник, которые были привезены испанцами и англичанами из Америки в начале ХVI в.

Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино – и не только потому, что европейцы с удовольствием предавались утехам Бахуса. К потреблению вина вынуждало плохое качество воды, которую, как правило, не кипятили и которая вследствие того, что о болезнетворных микробах ничего не было известно, вызывала желудочные заболевания. Вина пили много, по данным отдельных исследователей, до 1,5 литров в день. Вино давали даже детям. Вино было необходимо не только для трапез, но и для приготовления лекарств. Наряду с оливковым маслом оно считалось хорошим растворителем. Использовали вино и для церковных нужд, во время литургии, а виноградное сусло удовлетворяло потребности средневекового человека в сладком. Но если основная часть населения прибегала к местному вину, чаще плохого качества, то высшие слои общества заказывали себе тонкие вина из дальних стран. Высокой репутацией в позднее Средневековье пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия. В более позднее время – портвейн, мадера, херес, малага. На юге предпочитали натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате – крепленые. Со временем пристрастились к водке и спирту (спирт в перегонных аппаратах научились изготавливать около 1100 г., однако долгое время изготовление спирта находилось в руках аптекарей, рассматривавших спирт как лекарство, дающее ощущение «теплоты и уверенности»), которые долгое время относились к лекарствам. В конце ХV в. это «лекарство» пришлось по вкусу такому количеству горожан, что власти Нюрнберга были вынуждены запретить продажу спиртного в праздничные дни. В ХIV в. появился итальянский ликер, в этом же веке научились делать спирт из перебродившего зерна.

Давка винограда. Pergola training, 1385 Bologne, Niccolo-student, Forli. Пивовар за работой. the housebook of the brother"s endowment of the family Mendel 1425 год.
Вечеринка в таверне, Flanders 1455 Хоршие и плохие манеры. Valerius Maximus, Facta et dicta memorabilia, Bruges 1475

Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво, от которого не отказывалась и знать. Лучшее пиво варили из проросшего ячменя (солода) с добавлением хмеля (кстати, применение хмеля для пивоварения было именно открытием Средневековья, первое достоверное упоминание о нем относится к ХII в.; вообще же ячменное пиво (брага) было известно еще в древности) и какого-нибудь злака. С ХII в. о пиве упоминают постоянно. Особенно любили ячменное пиво (эль) в Англии, однако сюда пивоварение на основе использования хмеля проникло с континента только около 1400 г. По количеству потребление пива было приблизительно таким же, как и вина, т.е.1,5 л ежедневно. В Северной Франции конкуренцию пиву составлял сидр, особенно широко вошедший в употребление с конца ХV в. и пользовавшийся успехом преимущественно у простонародья.

Со второй половины ХVI в. в Европе появился шоколад; в первой половине ХVII в. - кофе и чай, т. ч. их нельзя считать "средневековыми" напитками.

Характеристика питания

За несколько веков, с XVI по XVIII в., в европейском питании происходят кардинальные сдвиги. Совершаются "продовольственные революции" (термин Ф. Броделя), формируется современный тип питания. Определяющей на Западе продолжает оставаться триада, сложившаяся еще во времена античности: хлеб, мясо, вино. Первое место по праву принадлежит хлебу: "есть свой хлеб" для многих поколений означало жить.

Главный зерновой продукт Запада - пшеница. Она относится к тем ведущим культурам, которые получили название "растений цивилизации". Из зерновых в этом ряду стоят кроме пшеницы рис и кукуруза, соответственно господствующие на Евразийском и Американском континентах. Это не просто агрикультуры, они оказывают воздействие на жизнь целых народов, определяют бытовой обиход крестьян, благополучие горожан. В них концентрируются труд, мысли и заботы массы людей, и потому они находятся в центре картины мироздания, влияют на психику человека, формируют менталитет. Урожайность зерна в Позднее Средневековье и в начале Нового времени остается удручающе низкой, по существу средневековой: сам-пят, а нередко и меньше. В XVIII в. начнется "земледельческая революция", которой, однако, понадобится не один десяток лет, чтобы существенно повысить урожайность.

Чтобы получить хороший урожай, пшеницу необходимо чередовать с травами, идущими на корм скоту, либо с другими, второстепенными зерновыми культурами: рожью, ячменем, овсом, полбой, просом. Из них делают более дешевый хлеб - хлеб бедняков. Он содержит не только добавки другого зерна, но и много отрубей. Благодаря менее ценному зерну удается избежать голода во время войн и осад, пополнять недостаток провианта на складах. Вспомогательную роль играет на Западе рис, ставший пищей для бедных: из рисовой муки пекут "народный хлеб", рисовыми кашами кормят в больницах, в казармах, его варят на воде и смешивают с овощами. Пищей бедного люда, заменяющей пшеницу, служили также гречка ("черная пшеница"), бобы, каштаны, горох и чечевица. Овес и ячмень - основной корм для лошадей, а без них невозможны военные действия: "Плох урожай ячменя - значит, не будет войны". Овес и ячмень - одновременно и пища для людей: мука для хлеба, зерно для каши.

Рацион определяется многими факторами. Как правило, деревня ест хлеба больше, чем город, а Южная Европа больше, чем Северная. Все, что касается хлеба, урожая зерновых, воспринимается населением чрезвычайно серьезно. Чем беднее человек, тем однообразнее он питается. Для бедняков повседневной пищей служил хлеб, мучные похлебки и каши. Хлеб (за исключением мягкого пшеничного) оставался самой дешевой и потому доступной пищей. Его цена является мерилом всех других благ. При ее повышении происходят бунты, волнения, грабежи булочных и рынков, которые жестоко подавлялись. Вплоть до XIX в., а в некоторых местах и позже обычный рацион состоял из каши-размазни. (Даже в то время считали, что, если есть другая еда, человек не будет потреблять хлеб в большом количестве.)

Помимо простого хлеба бедняков имелся дорогой белый, предназначенный для богатых. Его делали из отборной пшеничной муки, иногда с добавлением молока. Пивные дрожжи, на которых замешивали тесто, позволяли получать мягкий хлеб, считавшийся настоящей роскошью. Лидером в его производстве была Франция. Здесь рано начался переход к преимущественно белому хлебу (вторая половина XVIII в.), и потому пшеница постепенно вытесняет прочие зерновые культуры. В масштабах всей Западной Европы этот переход растянулся до середины XIX в. Распространению белого хлеба способствовали Наполеоновские войны (наполеоновский солдат принес свой любимый продукт в завоеванные страны).

Вторым столпом, на котором покоился европейский стол, являлось мясо. Европа всегда была плотоядной, но оно обычно потреблялось привилегированными сословиями. Население, численность которого резко сократилась после страшной эпидемии, могло есть сытную мясную пищу. В Нидерландах, в Германии по цеховым регламентам ремесленники, а также подмастерья должны были получать его ежедневно. Не уступало городскому питание в деревне: в крестьянских домах "тогда каждый день бывало мясо и обилие еды". Рынки буквально ломились от говядины, баранины, свинины, козлятины, домашней птицы и дичи. В лесах малозаселенной еще Европы водились кабаны, олени, косули, зайцы, кролики, всевозможная птица.